НОВАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ДОБЬЁТ ВЫСШУЮ ШКОЛУ

Статья взята путем полного копирования — > «https://vk.com/wall-62604527_49957» и авторство принадлежит ее авторам. Здесь размещено с целью информации и не нарушает права их авторов.

Ссылки на другие источники:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111290001?index=4&rangeSize=1


Немыслимый маразм прежней вузовской аккредитации уходит в прошлое. Утверждены новые правила, которые в сравнении с былой практикой могут показаться благом. Однако в новую систему вмонтирован механизм, способный в самые короткие сроки добить высшее образование. 

Как уже не раз было объявлено, новую аккредитацию вузы будут проходить только один раз. Но это не значит, что их дальнейшая деятельность станет бесконтрольной. Для текущего надзора предусмотрены: 
– аккредитационный мониторинг;
– федеральный государственный контроль (надзор).

Регламент всех этих мероприятий расписан в приказе Минобрнауки ( http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202.. ), где установлены минимальные пороговые значения (в баллах) для прохождения или подтверждения аккредитации. Если результаты окажутся недостаточными, последуют санкции вплоть до закрытия образовательной программы.

В приказе определено, за что и как будут начислять эти зачётные баллы.

1. Аккредитация.
Зачётный порог — 90 баллов, которые можно набрать по шести позициям. Главная из них:
5) доля студентов, выполнивших 70% и более заданий диагностических работ.
(Порядковый номер взят из приказа.)
Шкала оценок здесь такова: если эта доля меньше 55% — 0 баллов, от 55% до 64% – 40 баллов, 65% и более – 75 баллов.

Кроме того, будут учитываться:
– средний балл ЕГЭ зачисленных студентов;
– наличие электронной информационно-образовательной среды;
– доля ставок, занятых научно-педагогическими работниками, имеющими учёные степени, звания или профильные награды; 
– доля ставок, занятых преподавателями, имеющим опыт практической работы по профилю образовательной программы;
– наличие внутренней системы оценки качества образования.

Максимальная сумма баллов по всем перечисленным пунктам — 60. И это значит, что ЛЮБОЙ вуз для прохождения аккредитации должен показать в пункте 5) результат не ниже 55%.

А если средний балл ЕГЭ меньше 60, и доля ставок, занятых преподавателями со степенями и званиями ниже 50%, то вуз по диагностическим работам обязан выдать результат не меньше 65%. И в этом случае на все прочие показатели можно вообще не обращать внимания. Для аккредитации достаточно будет наличия «электронной информационно-образовательной среды» и «внутренней системы оценки качества образования» (за каждую дают по 10 баллов). И тут ясно, что если будут сомнения в «качестве» собственных разработок, на помощь всегда придёт аффилированный с Минобром бизнес, который за деньги выстроит нужные «среду» и «систему» под ключ.

Итак, аккредитация всех образовательных программ напрямую будет зависеть от результатов тестирования студентов. Схему такого тестирования в общих чертах описал Музаев (см. https://rg.ru/2021/03/09/kak-izmenitsia-ege-i-sistema..). Проверочные задания сформируют из «фонда оценочных средств» сами преподаватели (по каждой дисциплине образовательной программы), но располагаться они будут на цифровой платформе, спущенной сверху.
(Разумеется, Рособрнадзор предпочёл бы «независимые» задания, но составить их «внешним образом» для всех дисциплин всех вузов решительно некому, и чиновники это осознали.)
Технология «контроля честности» уже отработана на ЕГЭ, и теперь её в полном объёме применят в вузах. Необходимые технические средства университеты установят за свой счёт.

Сразу заметим, что преподаватели не смогут опуститься в тестовых вопросах до абсолютного примитива, поскольку тут возможен внешний контроль, и не все ещё согласны терять лицо перед студентами. 
Требования к диагностическому тестированию жёсткие: зачётный порог в 70% верных ответов. Успех в любых тестах требует подготовки, без которой даже хороший студент может совершить роковое число ошибок. А уж о тех, кто откровенно бездельничает, и говорить нечего. Однако барьер в 70% должно преодолеть большинство студентов (55% или даже 65%).

Эта задача потребует мобилизации преподавательского состава. В целом, дело знакомое. Во время прежней аккредитации кое-где на полгода забывали о текущих занятиях и непрерывно гоняли студентов на проверочные тесты для выхода «на нужные рубежи». Но тогда тестирование охватывало далеко не все дисциплины. Теперь же «чаша сия» не минует каждого преподавателя.

Всем давно ясно, что в подобных «проверках» нет никакого смысла, но ведь такое теперь только один раз.
А что дальше?

2. Аккредитационный мониторинг (АМ).
Это плановое мероприятие, подтверждающее действующую аккредитацию, регулярность которого регламентирована законом. Зачётный порог — 70 баллов.
В списке 8 позиций. Диагностического тестирования студентов там нет. Все необходимые показатели для АМ фактически имеются на сайте вуза (или скоро там будут), так что дополнительной бумажной нагрузки этот мониторинг не потребует. 
Однако искомые 70 баллов должны быть.
Откуда их взять?

В списке показателей есть прежние «среда» и «система» — это 20 баллов. Кроме того, там появился пункт 
8) доля выпускников (от всего выпуска), трудоустроившихся в течение календарного года (не важно куда — так и приказе).
Если эта доля не меньше 75%, то 20 баллов. Тут есть все шансы получить эти баллы на халяву. Получается 40. 

А вот всё остальное потребует усилий. 
Средний балл ЕГЭ, если он меньше 60, никак не поднять. И тогда там ноль.
Можно постараться, чтобы доля выпуска от числа зачисленных превысила 70% (пункт 3) приказа; для многих — дело немыслимое), и тогда будет ещё 10 баллов.
Если не меньше половины принятых целевиков успешно закончат вуз и прибудут к месту распределения, будет ещё 10 баллов. Но этого всё равно мало.
Так что в любом случае придётся озаботиться кадрами, то есть поднимать долю ставок, занятых преподавателями со степенями и званиями или профессионалами, имеющими опыт практической работы.
С «профессионалами» проблема. Они, как правило, без степеней. И привлечь их на ставку можно только высокими зарплатами, для которых в вузе нет ни денег, ни оснований.
А вот повысить уровень остепенённости можно. Достаточно перевести профессоров и доцентов на полторы-две ставки (как в школе), а простых «преподов» сократить. Но опять-таки вопрос: выдержит ли такое фонд зарплаты (да и сами профессора)?

Так что с АМ — серьёзные проблемы, но и это ещё не главная беда. 
Ключевое вредительство упрятано в последний пункт:

3. Федеральный государственный контроль (надзор) (ФГН).
По закону ФГН не планируется, то есть он может свалиться на вуз в любой момент. Зачётный порог — 60 баллов, которые можно набрать только по двум позициям:
– наличие «системы контроля качества» (той самой) – 20 баллов;
– результаты диагностического тестирования студентов с приведённой выше шкалой оценок.

Для прохождения ФГН любому вузу необходим показатель диагностического тестирования не менее 55%. В любой момент времени. И это означает конец высшего образования по многим специальностям.

В руководстве университетов зачастую сидят сегодня «твари дрожащие», которые видят своей главной задачей доведение до подчинённых идущих сверху указаний. Такие потребуют от преподавателей поддержания студентов в состоянии постоянной готовности к диагностическому тестированию.

Что это значит для учебного процесса?
В условиях низкого конкурса (и даже недобора) университеты вынуждены принимать буквально всех. Система ЕГЭ позволяет абитуриентам получить необходимые минимальные баллы при полном отсутствии каких-либо знаний. Таким образом в вузы массово приходит необучаемый контингент. Если в группе из 20 человек есть хотя бы пять, с которыми можно работать, то во многих случаях это уже хорошо. С ними и работают, выпуская в итоге приличных специалистов.

Теперь же придётся постоянно натаскивать на тесты тех, кто учиться не в состоянии. Аналогичную картину мы уже видели в школе при подготовке к обязательным ОГЭ и ЕГЭ. Но там это одноразовое мероприятие, приуроченное к конкретному сроку. А в вузах такое натаскивание станет перманентной задачей, и оно подменит учебный процесс по всем дисциплинам. Никому не нужны будут ни экзамены, ни зачёты. Их заменит успешное прохождение тестирования.

И (как требует АМ) до выпуска надо будет довести не менее 70% зачисленных. 
При таком подходе справятся, не правда ли?
И соответствующие «специалисты» пойдут в школы, больницы и поликлиники, станут строить дороги, мосты и атомные станции. Других уже не будет.

Вот только вопрос: захотят ли так «учиться» настоящие студенты? 
Весьма вероятно, что многие станут покидать страну сразу после школы, а не после вуза, как теперь (О преподавателях даже упоминать неудобно: они надёжно терпят всё.)

Под шум борьбы с прежней аккредитацией модераторы «проекта для России» разработали технологию окончательной ликвидации высшего образования, которая с 1 марта 2022 года начинает действовать.

P.S.. Обсуждаемый приказ Минобра подписан не Фальковым, а его замом в статусе «врио министра». Документ Рособрнадзора, регламентирующий аккредитационную деятельность, также подписан не Музаевым, а замом, которая «врио». 
Случайность, или опасаются, что даже в наше время за подобные деяния может наступить расплата?

Next Article